Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и «выдающийся», а автомобиль – заодно и статус уникального и престижного. Действительно, такой тип кузова было принято считать более престижным, чем у «нормального» Х5, а после того, как публика привыкла, идею распространили и на другие классы машин. Откуда же вообще появилась идея скрестить внедорожник и купе?

Предтечей «внедорожного купе» принято почему-то считать недешевые машины Infiniti FX, тоже отличающиеся весьма странным для внедорожника набором качеств. В частности, им присущи хорошая динамика, неплохая по меркам класса управляемость и, конечно же, аэродинамичный силуэт. В одиночестве FX оставался недолго, и сейчас можно увидеть, как этот «выверт сознания» заразил и другие марки.

Mercedes не так давно представил свои «купе» GLE Coupe на базе внедорожников с пятью дверями, мегапопулярный Range Rover Evoque явно сделан по тому же шаблону. Да и обратите внимание на новую Vesta Cross универсал: ведь есть в ее силуэте что-то похожее именно на Х6!

1 / 4

На фото: Range Rover Evoque

2 / 4

Mercedes-Benz GLE-Klasse Coupé (C292) ‘2015–н.в.

3 / 4

На фото: Lada Vesta Cross Concept ‘2015

4 / 4

На фото: BMW X6 (F16) ‘2014–н.в.

И тем не менее, не всё так просто. Нет, я вовсе не придираюсь к обозначению такого кузова как «купе». Несмотря даже на то, что купе по определению – это двухдверный кузов с уменьшенным объемом задней части и аэродинамичным силуэтом. Если вам достаточно силуэта, то пожалуйста. Но вот с предшественниками все оказалось не так однозначно. На самом деле «купе» Infiniti были совсем не первыми. Идея «внедорожного купе» появилась гораздо раньше серии FX. Итак, кто же был идеологическим «предком» X6, и какие машины можно считать отныне «шикарными купе»?

На фото: Infiniti FX (S51) ‘2008–13


СССР и США

Будем патриотичны и в качестве первого «внедорожного купе» назовём ГАЗ М73, который, правда, в серию не пошел. Представили опытные купе и пикап в 1954 году, и, по отзывам испытателей, машины вышли неплохие. В принципе, подобных «гибридов» легкового кузова и шасси внедорожника в те годы хватало, но в массовое производство они все как один не пошли.

1 / 3

На фото: ГАЗ М-73 Опытный ‘1955

2 / 3

На фото: ГАЗ М-73 Опытный ‘1955

3 / 3

На фото: ГАЗ М-73 Опытный ‘1955

Зато AMC Eagle SX-4 Sport был именно тем, что можно назвать «внедорожным купе». Полноприводное шасси, стремительный профиль… А главное – массовое производство. Правда, на практике это было не купе, а трехдверный хэтчбек, но вы же не назовете Porsche 944 «хэтчбеком»? А ведь по сути это именно так: задняя дверь – атрибут именно этого типа кузова.

1 / 2

На фото: AMC Eagle SX 4 ‘1980–83

2 / 2

На фото: AMC Eagle Sport ‘1980

Как бы то ни было, машина была достаточно динамичной, рядная «шестерка» объемом 258 кубических дюймов (4,2 л) в зависимости от исполнения имела мощность в 136-210 л.с. Шасси было классическим для американских машин: мотор стоял спереди продольно, присутствовал и полный привод с раздаточной коробкой.

С одной стороны, AMC Eagle Wagon универсал был предназначен для тех, кому трех дверей было мало. С другой, силуэт явно говорит о том, что это не утилитарное грузопассажирское транспортное средство, а нечто, претендующее на спортивность.

На фото: AMC Eagle Sport ‘1980

Концепт всей серии машин АМС появился ещё в 1977 году, а серийное производство продолжалось с 1980 по 1988 годы.


Япония

Следующая попытка создать внедорожное купе увенчалась успехом уже у японцев. Компания Suzuki в 1995 году представила серийную модель X90, сделанную по мотивам представленного в 1993 году концепта. Оригинальный кузов поставили на раму от Vitara. Тип кузова – классическое купе, правда, съемные части крыши позволяют отнести его к таргам… Но не буду усложнять, это именно купе: кузов имеет две двери и обтекаемый силуэт.

На фото: Suzuki X-90 JP-spec ‘1995–1997

Со спортивностью получилось не так здорово, как у машин АМС: моторчик был только объёмом 1,6 литра, привод на передний мост сделали подключаемым. Хорошо, что хотя бы шасси доработали для обеспечения лучшей управляемости по сравнению с базовой Vitara.

На фото: Suzuki Vitara ‘1988–98

Несмотря на хороший прием концепта в 1993 году, продажи серийного автомобиля провалились, и через два года после начала выпуска, в 1997 году, X90 с производства сняли.

На фото: Suzuki Vitara x-90

Следующее «купе» на базе внедорожника пошло в серию в 1997 году. Именно тогда компания Isuzu представила новую модель VehiCROSS. И она тоже была построена по мотивам концепта 1993 года. Видимо, что-то такое в воздухе тогда витало.

Сделали машину на основе базы Isuzu Amigo, он у нас более известен как Opel Frontera Sport. Машину позиционировали как транспортное средство будущего, и выглядела она соответственно. Пожалуй, и сейчас ее дизайн способен впечатлить, он совершенно вневременной и лаконичный. Несмотря на неразрезной задний мост и раму, шасси сделали очень даже спортивным. Или даже гоночным, ведь двухкамерные амортизаторы и спортивные сиденья Recaro, скорее, характерны для машин для ралли-кроссов, а не «обычных» внедорожников.

На фото: Opel Frontera Sport (B) ‘1998–2001

Из новшеств можно еще вспомнить камеру заднего вида, которую применили чуть ли не впервые в мире.

Поскольку будущее в 1997 году еще не наступило, спрос на VehiCROSS оказался низким, да еще и базовая Isuzu Amigo в 1999 году прошла рестайлинг, так что на конвейере VehiCROSS прожил всего два года.

На фото: Isuzu Amigo XS (TC) ‘1989–92

Более успешная машина в том же стиле получилась у компании SsangYong. В 2005 году они как раз занимались экспериментами в области дизайна, которые, возможно, и послужили причиной банкротства 2009 года.

Actyon выделялся на фоне «нормальных» машин вовсе не своей «купейностью», а общим странновато-диким дизайном. Формально это опять же был пятидверный хэтчбек, причем с явно спортивной ноткой… Конструкция осталась традиционной: рамная, с продольно расположенным мотором и неразрезным задним мостом. В Actyon широко использовали лицензионные агрегаты Mercedes, а дизайном занимался британец Кен Гринли. А он, между прочим, профессор университета транспортного дизайна Royal College of Art и участник создания дизайна таких машин, как Aston Martin Virage и Bentley Continental.

На фото: SsangYong Actyon ‘2005–2011

Уже в 2010 году внешность машины сменили на вполне приятную, без «рыцарских щитов» и прочих странных атрибутов, но вскоре сменилось и поколение модели. Следующее поколение стало уже типичным кроссовером как по дизайну, так и по конструкции. И кстати, стало оно куда более популярным.

На фото: SsangYong Actyon ‘2011–13

Неудивительно, что о предшественниках «внедорожного купе» как-то не принято говорить в приличном обществе. Разве что машины АМС и Isuzu обладали харизмой и привлекательностью, которая полагается машинам, претендующим на нечто большее, чем утилитарность. Но тем больше впечатляет проделанная маркетологами BMW работа по продвижению нового спортивного стиля в массы. Сочетание великолепного шасси, делающего честь легковушке по управляемости, мощных моторов и динамичного силуэта завоевало право именоваться «внедорожным купе». А на столь привлекательный имидж слетелись не только покупатели, но и конкуренты.

Но никогда не забывайте и о тех, у кого не получилось. Они пытались проложить дорогу, и иногда даже были близки к успеху.

ОпросЯ выберу…

  • ГАЗ М73: я патриот

  • AMC Eagle SX-4 Sport : хотя бы что-то более-менее приличное

  • Suzuki X90: почти Витара, но кросс-купе)

  • Isuzu VehiCROSS: дизайн – превыше всего!

  • SsangYong Actyon: дёшево и сердито

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • Isuzu VehiCROSS: дизайн – превыше всего! 33%, 352 352 33% 33% от всех голосов
  • AMC Eagle SX-4 Sport : хотя бы что-то более-менее приличное 29%, 308 308 29% 29% от всех голосов
  • ГАЗ М73: я патриот 16%, 176 176 16% 16% от всех голосов
  • SsangYong Actyon: дёшево и сердито 15%, 163 163 15% 15% от всех голосов
  • Suzuki X90: почти Витара, но кросс-купе) 6%, 69 69 6% 6% от всех голосов

Всего голосов: 106806.07.2017 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать

  • ГАЗ М73: я патриот
  • AMC Eagle SX-4 Sport : хотя бы что-то более-менее приличное
  • Suzuki X90: почти Витара, но кросс-купе)
  • Isuzu VehiCROSS: дизайн – превыше всего!
  • SsangYong Actyon: дёшево и сердито

× Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты

Источник: http://www.kolesa.ru/article/tuning-auto/

Добавить комментарий